Мобильное правительство

Во многих странах технология мобильной связи уже используется для предоставления услуг, а значит, мобильное правительство, или м-правительство, уже стало реальностью. М-правительство является неотъемлемой частью электронного правительства. Использование мобильных технологий для связи и взаимодействия с населением имеет преимущества и ограничения, характерные для электронного правительства в целом. Мобильное правительство удобно для обладателей мобильных телефонов, однако подобная услуга не станет универсальной до тех пор, пока мобильные устройства не превратятся в общепринятое и предпочитаемое средство взаимодействия с правительством в определенной сфере услуг.
Впрочем, между электронным и мобильным правительствами существуют важные практические различия.

Мобильная телефония распространена намного шире, чем стандартное покрытие сети интернет, особенно в развивающихся странах. Примерно три четверти мирового населения имеют доступ к мобильному телефону. Число абонентов мобильной связи выросло с менее чем 1 млрд в 2000 году до более чем 6 млрд в 2012 году (и продолжает расти), из которых почти 5 млрд проживают в развивающихся странах[84].
В результате в развивающихся странах появилось огромное количество инициатив по обмену информацией с помощью СМС, от первичной медицинской помощи до цен на потребительские товары, и включающих широкий спектр заинтересованных людей, от фермеров до рыбаков.
Подход к мобильному правительству – не догма, он корректируется и развивается, поскольку технологии позволяют совершенствовать его структуру для лучшего удовлетворения потребностей граждан. Из-за специфики технологического развития разных стран в них реализуются принципиально разные механизмы мобильного правительства. Так, в отдельных странах для активизации взаимодействия с населением государственные органы выпускают бесплатные приложения для смартфонов. Федеральное правительство США даже имеет каталог таких приложений (http://apps.usa.gov/).
Зависимость мобильного правительства от уровня развития технологий имеет серьезные последствия. По мере того как мобильная телефония сближается с технологиями обработки данных на портативных устройствах – смартфонах и планшетах, мобильное правительство будет утрачивать специфические, характерные черты и все больше напоминать портал государственных услуг или электронное правительство, с доступом через беспроводные устройства. Первый шаг к такой системе – рост использования мобильных приложений в развитых странах.
Неизвестно, какова будет конфигурация электронного и мобильного правительств после их сближения. Важную роль в этом процессе будет играть культура и традиции страны. Например, в Швеции население без всяких проблем предоставляет информацию правительству. Это дает властям возможность рассчитать налог на доходы конкретного физического лица и формально согласовать с ним свои расчеты, используя простой двусторонний обмен СМС.
Преобразования в действии: мобильное правительство в ОАЭ
Масштабная стратегия мобильного правительства реализуется в ОАЭ. Руководство ОАЭ объявило об этих планах в мае 2013 года, тем самым дав старт очередному этапу улучшения государственных услуг. Цель инициативы «Мобильное правительство» – предоставлять услуги населению оперативно и вне зависимости от места их нахождения[85]. Согласно проведенному в 2014 году ООН исследованию развития электронных правительств, ОАЭ занимают 12 место в мире по предоставлению онлайн-услуг. Инициатива «Мобильного правительства» построена на широком применении мобильных телефонов, других средств мобильной связи и современных технологий для оказания услуг. В 2014 году в ОАЭ был запущен магазин приложений для мобильного правительства. Как сообщило руководство страны, основной идеей инициативы стало превращение «мобильных сервисов в часть повсе дневной жизни общества».
Магазин приложений является частью стратегии по созданию мобильного правительства, реализуемой с середины 2015 года. Магазин содержит более 100 приложений для смартфонов, работающих на платформах Android и iOS; приложения разработаны местными и федеральными органами исполнительной власти и служат для населения «единым окном», объединяющим 700 услуг. Проект реализуется в сотрудничестве с Google и Apple.
Преобразования в действии: инициатива Южной Африки
Существует множество примеров инновационного использования мобильных технологий для улучшения качества предоставления услуг в развивающихся странах. Ханна Тиньян, профессор информатики Университета Родса, провела исследование организации услуг для населения в муниципалитете Макана, Южная Африка. Совместно с Дебби Коулсон, научным сотрудником Государственной службы мониторинга подотчетности (PSAM) Университета Родса, она изучила вопрос использования мобильных телефонов для дальнейшего развития региона. В задачу PSAM входит систематический контроль управления государственными ресурсами. Методология мониторинга социальной ответственности (SАM) службы PSAM подразумевает вовлечение граждан в пять основных управленческих процессов: стратегическое планирование и распределение ресурсов, управление расходами, управление эффективностью, контроль за подотчетностью чиновников обществу и общие надзорные функции.
На платформе, интегрированной с системой SАM, Тиньян и Коулсон создали mobilSAM – мобильную инфраструктуру для проведения опросов и организации взаимодействия между населением и властями в режиме реального времени. Например, муниципалитет задает жителям вопрос, достаточно ли давление воды; все ответы автоматически сопоставляются и выводятся на экран. Кроме того, зарегистрированные пользователи регулярно получают информацию о работе системы водоснабжения и возникающих в ней проблемах. Тиньян и Коулсон расширили возможности mobilSAM для всех основных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления.