Сущность и факторы конкурентоспособности организации

Конкурентоспособность организации – это умение организации проектировать, производить и реализовывать на рынке товар (услугу) наиболее успешно и полно по сравнению с предприятием-конкурентом, удовлетворяя потребности рынка и обеспечивая получение прибыли, расширенное воспроизводство, экономическое и социальное развитие. Если конкурентоспособность товара направлена на удовлетворение потребителей, то конкурентоспособность организации является более широким понятием – кроме удовлетворения потребностей рынка, она (конкурентоспособность) должна обеспечить эффективность и собственное развитие организации.


Меры по повышению конкурентоспособности организации включают разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических целей можно выделить: достижения лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли в долгосрочном периоде и обеспечение экономического развития организации.
Коммуникационные цели предполагают эффективность реализации товаров, повышение имиджа и престижа организации и его товаров на рынке.
Социальные цели включают производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода, содействие занятости населения, совершенствование организации заработной платы и премирования работников организации, улучшение охраны труда и окружающей среды.
Для достижения данных целей реализуются средства, полученные на основе использования факторов, влияющих на конкурентоспособность организации. Эти факторы М. Портер классифицирует на основные и развитые, общие и специализированные, естественные и созданные [27].
Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое расположение организации, рабочая сила.
Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и программирования) и исследовательские институты, отделы университетов, занимающиеся высокотехнологичными направлениями. Развитые факторы имеют большое значение для конкурентоспособности организации. Это факторы высокого порядка. Для их создания необходимы значительные вложения капитала (часто продолжительные по времени), высококвалифицированные кадры и высокие технологии. Развитые факторы являются непременным условием инновационной деятельности организации, что вызывает необходимость наличия соответствующей научной базы и высококвалифицированных специалистов.
Общие и специализированные факторы (выделяются в зависимости от степени специализации). Общие факторы (система автомобильных дорог, персонал с высшим образованием) могут быть использованы в широком спектре отраслей, они, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера, имеются у предприятий многих стран. Конкурентное преимущество, основанное на совокупности основных и общих факторов, – это преимущество низшего порядка (экстенсивного типа), имеющее непродолжительный и неустойчивый характер.
Специализированные факторы (узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, специализированное программное обеспечение) – факторы, применяемые в одной отрасли или в ограниченном числе отраслей, они связаны с использованием мобильного венчурного капитала. Однако специализированные факторы (которые порой основываются на общих) образуют долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятий (не включают стандартные пакеты программ общего назначения).
Естественные факторы (природные ресурсы, географическое положение) относятся к факторам низшего порядка. Создание факторов – это процесс накопления – каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Они являются факторами высокого порядка, так как обеспечивают высокую устойчивую конкурентоспособность.
Организации, как правило, сами формируют специализированные и развитые факторы в целях обеспечения конкурентного преимущества. Правительственное финансирование создания факторов ориентируется на основные и общие факторы, создающие базу для факторов более высокого порядка.
При классификации факторов конкурентоспособности организации выделяют внешние и внутренние факторы.
Методология оценки конкурентоспособности организации рассматривает внешние факторы в свете государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика; различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; участие в международном разделении труда, разработке и финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности организации), так и мер административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений и конкуренции, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). Данные действия определяют формальные правила деятельности субъектов хозяйствования на национальном или мировом рынке.
Внешние факторы конкурентоспособности связаны с основными характеристиками рынка организации (тип организации и емкость; наличие конкурентов; обеспеченность, состав и структура ресурсов – трудовые, материальные, нематермационные и финансовые), а также с деятельностью общественных и негосударственных институтов и деятельностью политических партий, движений, блоков, оказывающих влияние на социально-политическую обстановку в стране, что важно для формирования поведения иностранных инвесторов и международных валютно-кредитных организаций.
Представленная методология формирования внешних факторов определяет формальные и неформальные «правила игры» на рынке, ту внешнюю среду, в которой предстоит работать организации, те факторы которые следует учитывать при разработке стратегии своего развития.
Наиболее значимыми внешними факторами конкурентоспособности организации являются:
• конкурентная среда и уровень конкуренции, степень приватизации предприятий в отрасли;
• конкурентоспособность отрасли;
• характеристики спроса на товары (услуги) организации (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);
• развитость и конкурентные преимущества тех отраслей (предприятий), которые обеспечивают анализируемое предприятие необходимыми ресурсами, материалами и информационными средствами;
• случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);
• экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей в отрасли и покупателей.
Внутренние факторы конкурентоспособности организации характеризуются потенциальными возможностями самой организации по обеспечению собственной конкурентоспособности. Это потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический, финансово-экономический, кадровый, экологический; уровень конструкторско-технологической подготовки и разработки производственных процессов; уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки товаров; эффективность производственного контроля, испытаний и обследований; уровень обеспечения пусконаладочных и монтажных работ; уровень технического, сервисного и гарантийного обслуживания, эффективность рекламы.
К «ключевым внутренним факторам рыночного успеха» организации относят его финансовое положение; развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию; наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков; состояние технического обслуживания; возможности по финансированию, кредитованию своего экспорта; действенность рекламы и системы связей с общественностью; обеспеченность информацией; способность основных покупателей по обеспечению кредитов.
Факторы конкурентоспособности организации можно классифицировать в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда.
На конкурентоспособность организаций, создающих товары потребительского назначения, оказывают влияние следующие факторы:
– коммерческие условия (возможности организации предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, возврат ранее приобретенного у организации товара, использовавшего свой экономический ресурс; заключение товарообменных (бартерных) сделок));
– организация сбытовой сети (расположение сети магазинов, супермаркетов в доступном для широкого круга покупателей месте, проведение показа изделий в салонах и демонстрационных залах организации, а также у торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных кампаний; воздействие на покупателей средствами «паблик рилейшенз»;
– организация технического обслуживания продукции (увеличение объема предоставляемых услуг и сроков гарантийного ремонта; снижение стоимости послегарантийного обслуживания);
– предоставление потребителям информации об организации (факты подтверждающие репутацию организации, сведения об ассортименте продукции и сервисе, реклама товарного знака как средства привлечения внимания покупателей к продукции);
– учет воздействия конъюнктуры рынка на положение организации.
На конкурентоспособность перерабатывающих организаций оказывают влияние:
– величина прибыли, получаемая от переработки сырья, которая зависит от качественных и стоимостных характеристик сырья;
– стоимость производственных ресурсов (рабочей силы, основного капитала, потребляемых топлива и энергии);
– состояние конъюнктуры рынка конечного продукта, полученного в процессе переработки сырья;
– динамики цен в результате колебаний спроса и предложения;
– расходы на транспортировку сырья к месту переработки или потребления;
– формы коммерческих и других связей производителей и потребителей.