Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности организации

Реализация инновационной модели повышения конкурентоспособности организации предполагает формирование адекватного организационно-экономического механизма. Данный механизм включает следующие пять компонентов (блоков): 1) качество инновационного управления конкурентоспособностью на микроуровне; 2) рыночное саморегулирование конкурентоспособности в условиях ужесточения конкуренции; 3) формы, методы и качество государственного регулирования конкурентоспособности организаций; 4) регулирование конкурентоспособности предприятий и товаров на мезоуровне; 5) регулирование конкурентоспособности на макроуровне. В совокупности все эти компоненты механизма определяют конечные результаты деятельности предприятий и уровень удовлетворения потребителей в конкурентоспособных товарах (услугах).

Компонент I. Качество инновационного управления повышением уровня конкурентоспособности предприятий и товаров на микроуровне. Научно обоснованное управление конкурентоспособностью организации и товаров на микроуровне базируется на соблюдении следующей системы принципов:
– учет механизмов действия экономических законов рыночных отношений и конкурентоспособности (законов спроса, предложения, конкуренции, эффекта масштаба, убывающей предельной доходности);
– учет механизмов действия законов функционирования организации (пропорциональности, синергии, самосохранения, развития);
– соблюдение требований совокупности научных подходов к управлению конкурентоспособности (системного, комплексного, воспроизводственного, инновационного, маркетингового, функционального, структурного);
– ориентация товаропроизводителя на конкретные рынки и потребности;
– применение современных информационных технологий для системной и комплексной автоматизации управления;
– использование в процессе управления современных методов анализа, прогнозирования, планирования, организации, нормирования, оптимизации производства (системного анализа, функционально-стоимостного анализа, динамического программирования);
– применение в системе управления конкурентоспособностью стратегического маркетинга, устанавливающего обратную связь будущих потребителей и внешней среды с производителями товаров;
– ориентация на современные количественные методы оценки, качественные методы контроля и оперативного управления конкурентоспособностью.
Инновационное управление конкурентоспособностью товаров на уровне производителя направлено на постоянное решение следующих задач:
– повышение качества менеджмента, качества товаров и уровня качества послепродажного обслуживания;
– снижение себестоимости продукции и, соответственно, цены потребления товара (которая определяется суммой цены продажи товара и эксплуатационных затрат у потребителя);
– проведение целевых маркетинговых исследований и эффективное использование мер маркетинга при организации сбыта товара с учетом его сервисного обслуживания, для чего необходимо сформулировать миссию организации, оценить его возможности, сильные и слабые стороны, связи с внешней средой, разработать стратегию своего развития;
– совершенствование прогнозирования, планирования, организации, контроля, оценки и стимулирования процессов повышения конкурентоспособности товаров.
Система регулирования и управления конкурентоспособностью организации представляет единство внешнего окружения организации и его внутренней структуры (см. рис. 1.1). Внутренняя структура данной системы состоит из пяти подсистем: научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей (см. рис. 1.2) [25; 31].
Компонент II. Рыночное саморегулирование конкурентоспособности предприятий и товаров (услуг). Компонент предполагает соблюдения рыночного механизма взаимодействия спроса, предложения, цены, конкуренции и неценовых факторов конкурентоспособности в условиях ужесточения внутриотраслевой и особенно глобальной конкуренции на мировых рынках.
Неценовыми факторами конкурентоспособности товара являются:
– изменение типа конкуренции на рынках товаров;
– появление новой ниши рынка товаров или перегруппировка уже существующих его сегментов;
– изменение действий существующих конкурентов по продвижению товаров-конкурентов;
– появление на рынке товаров новых конкурентов;
– появление на рынке новых товаров-конкурентов, включая товары-заменители;
– изменение емкости рынка товаров и размеров его потенциала;
– изменение потребностей и требований потребителей.
Компонент III. Государственное регулирование конкурентоспособности предприятий представляет собой деятельность государства, направленную на создание условий для формирования конкурентной среды и повышения конкурентоспособности страны, регионов, отраслей, предприятий и производимых отечественных товаров. Направления государственного регулирования конкурентоспособности предприятий и товаров вытекают из принятой модели социально-экономического развития Республики Беларусь: социально ориентированной рыночной экономики и осуществления курса на инновационное развитие страны.
Основными направлениями государственного регулирования конкурентоспособности являются:
– создание условий по поддержанию и развитию конкурентной среды на основе создания новых инновационных предприятий, развития предпринимательства и малого бизнеса;
– организация подготовки кадров рабочих, специалистов и руководителей с ориентацией на обеспечение инновационного развития экономики страны и конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров;
– проведение и периодическое обновление инновационной и инвестиционной политики государства, включая разработку научно-технических программ и мер по развитию инновационного производства, совершенствованию организации стандартизации и сертификации продукции;
– проведение эффективной налоговой, кредитной, инновационной, инвестиционной, ценовой и антиинфляционной политики, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественных организаций;
– развитие рыночной производственной инфраструктуры и сферы обслуживания;
– нормативно-правовое обеспечение процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.
Компонент IV. Регулирование конкурентоспособности предприятий и товаров (услуг) на мезоуровне. Данное регулирование отличается от государственного своими масштабами. На мезоуровне оно осуществляется в рамках отдельно взятого региона или отрасли, исходя из его (или ее) особенностей. Мезофакторами конкурентоспособности выступают факторы, характеризующие особенности развития региона или отрасли. На этом уровне выделяют отраслевую конкурентоспособность и конкурентоспособность региона (темы 6, 7).
Отраслевая конкурентоспособность определяется положением отрасли на международном (внешнем) рынке и связана в значительной мере с кадровым обеспечением, со специализацией отраслевой экономики. Количественно ее характеризуют показатели доли экспорта товаров в общем объеме экспортных поставок страны, доли данной отрасли во внутреннем валовом продукте (ВВП) страны, вывозе (ввозе) капитала. Конкурентоспособность отрасли определяется также такими факторами, как эффективность использования в отрасли ресурсов, уровнем обновления технико-техно логической базы, организации труда и производства, системой управления, внешнеэкономической деятельности. На низшей стадии развития отраслей конкурентоспособность определяется факторными условиями и ценой, а на более высокой стадии – новейшими технологиями, инновациями, новыми видами дифференцированных продуктов с новыми потребительскими свойствами и качеством. Основными агрегированными факторами для определения отраслевой конкурентоспособности являются открытость экономики, характеристики технологий, труда, менеджмента, внешней среды (государственное регулирование, финансы, инфраструктура, производственные и социальные институты).
Конкурентоспособность региона обусловливается в первую очередь конкурентоспособностью расположенных на его территории отраслей и предприятий, а также факторными преимуществами (кадровые, ресурсные, инновационные, природно-климатические, инфраструктурные, институциональные).
Компонент V. Регулирование конкурентоспособности организации на макроуровне. Такое регулирование основывается на использовании ее конкурентных преимуществ, важнейшими из которых являются кадровые, ресурсные, технологические, инновационные, что определяется международной конкуренцией и сотрудничеством стран в области поддержания и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и их товаров.
В качестве внутренних факторов конкурентоспособности страны выделяют:
– инновационное развитие экономики;
– инвестиции в новые технологии и человеческий капитал;
– экологическая среда для создания и внедрения нововведений и технологического развития производства;
– открытая система международной торговли при условии защиты национальных интересов.
Мегафакторами конкурентоспособности страны являются факторы и тенденции развития экономики в мире. Основной фактор (глобализация мировой экономики) ведет к ужесточению конкуренции как на мировом, так и на внутринациональных рынках, требуя от стран усилий в направлении открытости их экономик.
Теоретические основы конкурентоспособности экономики позволяют сделать следующие выводы по формированию основных направлений повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров:
• создание конкурентной среды в отраслях, стратегическое управление, разработка организациями конкурентных стратегий и периодическое их обновление;
• развитие инновационно-инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности на организациях, которые обеспечивают производство наукоемких товаров;
• адаптация предприятий к внешней среде и прежде всего к рынку;
• использование в управлении инновационных подходов с целью повышения экономической эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, формирующих конкурентные преимущества организации;
• создание условий для формирования спроса на определенный товар и потребностей населения, которые могут удовлетворить организации;
• повышение научно-технического и организационно-технологического уровня отраслей, обеспечивающих предприятие необходимыми материальными ресурсами и информацией;
• нормативно-правовое обеспечение и совершенствование государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров;
• ориентация структуры и содержания специального, прежде всего высшего, образования и системы повышения квалификации специалистов и руководителей на повышение конкурентоспособности страны, регионов, отраслей, предприятий и отечественных товаров.
Таким образом, инновационный подход к формированию и реализации организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий является основой для решения фундаментальных проблем социально-экономического развития страны, отраслей, регионов, предприятий и товаров.