Конкурентные преимущества отрасли

Конкурентоспособность отрасли – совокупная способность отрасли создавать конкурентные преимущества предприятий, товары которых по ценовым и качественным характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары аналогичных зарубежных отраслей-конкурентов, что в итоге обеспечивает устойчиво высокие темпы экономического роста отечественной отрасли. Из этого понятия вытекает, что конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкурентных преимуществ. Значимость конкретного вида конкурентного преимущества для каждой отрасли зависит от силы его влияния на выбор потребителями товаров данной отрасли и получения в результате прибыли организациями отрасли.


Конкурентные преимущества отрасли позволяют: во-первых, производить продукцию высокого качества (с издержками не выше среднеотраслевых в зарубежной экономике), удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости, и, во-вторых, поставлять ее на конкретный мировой рынок в оптимальные сроки, диктуемые маркетинговой деятельностью и рыночной ситуацией.
Конкурентные преимущества отрасли предполагают:
• рациональную отраслевую структуру;
• наличие группы высококонкурентных фирм-лидеров, подтягивающих другие организации отрасли до своего уровня;
• передовую опытно-конструкторскую и прогрессивную производственно-технологическую базу отрасли;
• развитую отраслевую инфраструктуру;
• эффективную систему продвижения товара на рынок;
• активную систему научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и аналогичными отраслями за ее пределами.
Результатами конкурентных преимуществ отрасли являются: высокая конкуренция в отрасли; вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли; наличие отраслевого научно-технического и информационного центра; наличие отраслевого патентного фонда.
К внутренним конкурентным преимуществам отрасли относятся:
– высокая (по сравнению с зарубежными аналогичными отраслями-конкурентами) потребность в товарах отрасли и их эксклюзивность;
– высокая эффективность использования ресурсов;
– оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;
– оптимальный уровень унификации, стандартизации и сертификации продукции отрасли;
– высокий удельный вес в отрасли конкурентоспособных предприятий и товаров;
– высокий удельный вес конкурентоспособного персонала в отрасли (особенно среди руководителей и специалистов);
– функционирование на организациях отрасли системы обеспечения ее конкурентоспособности;
– высокая доля экспорта наукоемких товаров.
Если конкурентоспособность отрасли рассматривать через призму кластеров (сконцентрированной по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний и специализированных поставщиков в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную деятельность [35]), то конкурентные преимущества предприятий в рамках кластера определяются:
1) формированием стратегического потенциала предприятий отрасли;
2) привилегированным, более дешевым доступом предприятий к специализированным факторам производства (оборудование, бизнес-услуги, персонал) по сравнению с отдельными локальными организациями, что делает организации кластера более эффективными в компоновке факторов производства по относительно низким ценам и гарантирует сбыт и низкие материально-производственные запасы;
3) доступом к знаниям по организации производства, маркетингу, передовым технологиям, которые лучше организованы и требуют меньших затрат внутри кластера, что позволяет организациям работать более продуктивно и выходить на передовой уровень производительности труда;
4) взаимодополняемостью видов деятельности предприятий – участников кластера при координации их усилий в направлении повышения качества и эффективности предприятий кластера.
Таким образом, формирование конкурентных преимуществ отрасли происходит в результате более широкого доступа предприятий к имеющимся в стране базирования ресурсам по сравнению с конкурентами; доступа к технологическим и маркетинговым знаниям, что обеспечивается на основе взаимосвязи и взаимодействия предприятий в рамках, например кластеров; повышения эффективности использования ресурсов посредством реализации новых технологий и продуктов; формирования стратегического потенциала предприятий отрасли, определяющего результаты их деятельности на перспективу.