Проблемы принятия и реализации решений

В системе управления центральное место принадлежит вопросам принятия решений. Любая деятельность предполагает принятие решений, за которыми следуют способы их реализации. Это происходит в сфере общественно-политической, социально-экономической, в области медицины, бизнеса, банковского дела и т. д. Принятие решений является существенным продуктом человеческой деятельности. И в этом плане мы вполне разделяем точку зрения профессора B.C. Диева о том, что «можно дать определение человека как живого существа, принимающего решения». В принятии решений интегрируются знания, интересы, ценности человека.


Любую человеческую деятельность можно представить как цепочку принятия решений. Они служат основой для самореализации личности. Круг этих вопросов относится к ведению философской антропологии, социальной психологии. В социально-экономической, социально-политической областях эта тема приобретает особую актуальность. Ибо известно, что обстановка в мировом сообществе отличается значительной неопределенностью и нестабильностью. Это присуще и для нашей общественной жизни и, особенно, для функционирования экономики.
На разных уровнях социально-экономической жизни субъектами принимается бесчисленное множество решений, результатом чего является столкновение различных устремлений, интересов, принципов, обстоятельств. В совокупности все это может привести и часто приводит к результатам, к которым никто сознательно не стремился и, собственно, не предусмотрел.
В современном мире мы имеем дело со сложноорганизованными системами. Это не только общество каждой страны, а также объединения различных государств и разных национальных экономических систем. Как известно, чем выше уровень сложности системы, чем труднее прогнозировать возможные направления ее дальнейшего развития, тем выше вероятность несоответствия принимаемых решений.
Любые властные решения на высшем уровне из-за их непомерной ответственности требуют учитывать огромное число факторов, в том числе побочных, заставляет встраивать их в общую очень изменчивую систему приоритетов. В структуре принятия решений существует целая социальная технология обоснования и обсуждения проектов. Известны различные виды коллективных и индивидуальных разработок. Во всех случаях авторы должны обладать соответствующими знаниями, компетенцией, уровнем властных полномочий, высокими нравственными ориентациями и ответственностью. Важно не только четко сформулировать их содержание, но главное – реализация принятых решений: и здесь сразу встает вопрос о характере и особенностях деятельности. В широком смысле, человеческая деятельность является доминантой всей жизни общества во всех разнообразных проявлениях. Она определяет активное отношение человека к миру природному и социальному. Что касается управленческой деятельности, то её специфика состоит в том, что она направляет усилия людей, занятых в производстве продуктов и услуг. В экономических, хозяйствующих учреждениях управление выступает как целенаправленное воздействие на персонал, на финансовые потоки, обеспечение эффективности деятельности.
Известный французский экономист-методолог Анри Файоль дал следующее определение: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»[16]. Управленческая деятельность немыслима без особой группы людей-управленцев. Они, как правило, выступают как руководители разных рангов и уровней. Обычно принято их называть чиновниками, бюрократами, олигархами. Смысл этих наименований в общественном сознании получил негативную окраску. Думается, нет особой необходимости объяснять происхождение этих устойчивых отрицательных обозначений.
Управление в своей структуре содержит один из главных компонентов – цель. В психологической науке она трактуется как желаемый результат деятельности. Существует иерархия целей; начиная от общественных (государственных), а также отдельных предприятий, учреждений, т. е. трудовых коллективов и целей конкретной личности. Необходимо понимать принципиальное различие общественных (государственных) целей и частных целей и интересов предпринимательства (бизнеса). Если главная цель государства – народное благосостояние, права и свободы граждан, то доминирующей целью частного предпринимательства выступает максимальное получение прибыли, стремление обеспечить корпоративную эффективность. В условиях смешанной экономики, рыночных отношений конструктивная роль государственного управления состоит в согласовании разного рода целей и интересов, нахождения взаимоприемлемых способов их реализации. В этом плане существенное значение приобретают средства государственного регулирования и формы общественного контроля. Встает вопрос: как же вырабатываются цели? В обществоведческой науке получила обоснование концепция происхождения целеполагания, согласно которой цели формируются в виде моделей, проектов. В личностном плане цели проявляются как мотивы поведения и деятельности. Ученые выявили, что цели и мотивы возникают в сознании человека в процессе формирования эмоций и переживаний. И только после размышлений они обретают рациональный характер, становятся осознанными факторами, регуляторами деятельности. Схему основных компонентов управленческой деятельности можно представить в виде последовательной цепочки:

Ценности → цели → мотивы → действия (поступки).
В процессе осуществления принятых решений принципиальное значение имеет волевой фактор. Воля понимается, прежде всего, как умственные усилия, как феномен психики и сознания человека. В историческом развитии воля получила два самых распространенных значения: как власть и как свобода. Главная особенность волевых усилий заключается в их энергетических свойствах. Энергия особенно дает о себе знать в ситуации выбора, при реализации целей. Именно в этих обстоятельствах проявляется сущность волевого акта – побуждение к действию. Принято различать волю добрую, т. е. усилия, желания с позитивными целями, культурно-гуманистическими намерениями. Злая воля – это энергия, направленная на получение низменных, социально-вредных результатов. В этом плане можно привести немало примеров из современной жизни, подтверждающих существование подобных социальных феноменов и действий.
И ещё следует отметить политическую волю, которая может и должна проявить свой мощный ресурс при решении государственных и общественных задач, проектов. К сожалению, в социальной действительности нередко обнаруживается ее недостаток, или полное отсутствие. Поэтому многие принятые решения в экономике, программы политических партий остаются в лучшем случае декларациями, а в речах лидеров – многообещающей риторикой.