Модернизация и государственное управление

Сегодня в стране формируется новая система госуправления. В основе ее находится идея модернизации нашего общества. Слово «модернизация» иностранного происхождения, лучше сказать по-русски «обновление». Кстати, именно так назвали сущность преобразований в далеком Вьетнаме.
Верхний эшелон власти за последние 15–20 лет в нашей стране возглавляют современные политики с университетским, юридическим образованием. На недавних выборах президента России народ большинством голосов (63,5 %) избрал Владимира Владимировича Путина (р. 1952 г.). Согласно Конституции он имеет полномочия управлять государством 6 лет. До этого рубежа Президентом страны был Дмитрий Анатольевич Медведев (р. 1965 г.).


За время его четырехлетнего президентства реализовано ряд серьезных шагов по развитию экономики и укреплению социальной сферы общества. Например, Д.А. Медведев начал активную борьбу с коррупцией, предпринял меры по омоложению корпуса государственных служащих, созданию первоначальных ростков гражданского общества. В это время сложилась консолидация политических и экономических взглядов Медведева и Путина, образовался так называемый «тандем».
Накануне выборов в декабре 2011 г. Президент В. Путин опубликовал серию статей, в которых фактически сформировал программу действия на срок своего возможного президентского правления. Обозначил стратегию развития страны на ближайшие шесть лет. Были определены семь направлений:
• национальная безопасность и оборона;
• внешняя политика и международные отношения;
• демократия и укрепления законности;
• межнациональные взаимоотношения;
• социальная сфера;
• экономика;
• инновации и образование.
Эти направления обычно характеризуются как главные ориентиры управленческой деятельности. Кроме того, выработана концепция политического курса. Для претворения в жизнь основных направлений выделяются соответствующее финансирование, необходимые материальные ресурсы, время, организаторские усилия и политическая воля.
Проведенные недавно Фондом общественного мнения (ФОМ) социологические исследования показали: в реализации президентской программы успешными оказались показатели национальной безопасности и внешней политики. Гораздо слабее осуществляются задачи в социальной сфере. Проблемы развития демократии и укрепления законности занимают ключевое место в президентской программе. Это, по сути, ответ власти на запрос значительной части россиян на установление элементарного порядка в стране. Люди хотят честности, открытости и справедливости в деятельности органов государственного управления. Как реализуются эти насущные требования большинства наших граждан. Социологические опросы фиксируют заметную пробуксовку и явные трудности. По мнению, многих специалистов-экспертов, наблюдается отставание в процессе формирования открытости и ответственности в работе органов госуправления.
Реализация межнациональных проблем также нуждается в существенном улучшении. Речь идет о качестве миграционной политики, укрепления судебной системы. Построение общества социальной справедливости – это острейшая проблема. Разрыв между богатством и бедностью в нашей стране, по-прежнему, высок, олигархи продолжают пользоваться плодами сомнительной приватизации и залоговых аукционов. Президентская программа нацелена на снижение социального неравенства в стране. Предпринимаются значительные шаги по повышению минимального размера оплаты труда, стабилизации тарифной платы ЖСК, улучшению пенсионного законодательства и другие конкретные меры.
Известно, что нынешняя программа модернизации общества реализуется сложно, с большими противоречиями: специалисты-эксперты отмечают главные причины этих затруднений. Например, некоторые публицисты (О. Попцов), экономисты (Г. Кричевский, А. Бунич) писатели (Д. Гранин, М. Веллер, С. Шаргунов) сходятся во мнении, что все упирается в культ денег. Именно он выжег и мораль и нравственность в нашем обществе. В условиях рыночной экономики процветает тенденция коммерциализации всех сфер реальной жизни.
Серьезным фактором, тормозящим развитие модернизации в стране, выступает коррупция. Это одна из важнейших проблем нашей общественной жизни. В президентской программе, в государственной политике выработаны различные способы борьбы с ней. Действует специальный антикоррупционный закон, введена практика обнародования декларации об источниках и размерах доходов среди государственных чиновников. Ужесточается правовые нормативы против увода капиталов за рубеж и офшорные зоны.
В средствах массовой информации высказываются критические замечания относительно результатов борьбы с коррупцией. Многие эксперты доказывают, что успешность борьбы с коррупцией в немалой степени зависит от ликвидации семейственности, землячества, клановости, фаворитизма, которые распространены на разных уровнях управления и, особенно в верхних эшелонах власти. Это, так называемая, питательная почва злоупотреблений. Без ее выкорчевывания преодоление коррупции превращается в пустую видимость, имитацию этой борьбы.
По мнению авторитетных ученых коррупция – это системное явление и преодоление ее должно осуществляется на системном уровне, соответствующими средствами. Во-первых, эта серьезная проблема нуждается в открытом обсуждении в обществе, с непременным участием независимых СМИ, оппозиционных групп. Во-вторых, надо обеспечить внешний контроль над коррупцией со стороны общественных организаций. Сегодня принципиальное значение приобретают поиски новой философии, действенной идеологии, объединяющей все социальные слои нашего общества: пока, к сожалению такая, понятная, здравая концепция еще не выработана. Правда, в научной литературе, публицистике опубликован целый ряд теоретических соображений относительно прогрессивной шкалы налогов на источники доходов, демократизации общества и базовых ценностей, способных сплотить, воодушевить массу людей. И хорошо осваиваться каждым гражданином. На первое место обычно ставят: общее благо, коллективизм, семью, закон. В другом варианте отдают предпочтение таким общечеловеческим ценностям, как патриотизм, справедливость, свобода и ответственность. Известно, что патриотизм (отечество) как консолидирующий ресурс срабатывал во все времена нашей истории. И том не менее за последние годы в средствах массовой информации появляются материалы, высмеивающие испытанную временем ценность. Нередко публикуются негативные мифы, фальсифицирующие отечественную историю.
Многие социальные философы отмечают – Русская православная церковь на протяжении нашей трудной истории, великих смут и испытаний становилась скрепой государства и народа в единое целое. Эта историческая роль РПЦ подтверждается большинством ученых-специалистов. Скажем, известный отечественный мыслитель А. С. Панарин говорил: «Архетип православной религии обладает могучим нравственно-воспитательным потенциалом. Было бы большой ошибкой игнорировать его в современных условиях, когда духовно-нравственный уровень населения находится на уровне хуже некуда».
Конечно Россия – государство многоконфессиональное. Но как показывают исторические факты, РПЦ является первенствующей в стране. Известно, что она всегда оказывала поддержку государству и народу в борьбе за независимость. И сегодня РПЦ остается хранительницей традиций и патриотизма, принадлежность к России. А в наше время – компьютерно-интернетного, высоких технологий и умных машин – значение религиозной веры не утрачивается, а наоборот – приобретает актуальность и востребованность.
Возрастающее значение РПЦ в общественной жизни страны вызывает в некоторых идеологизированных кругах негативные отношения. Больше того, политические ангажированные руссофобы организовали недавно остервенелые нападки на церковь, глумление и надругательство над православной верой, осквернение церковных святынь, шельмование самого патриарха Кирилла.
Здесь возникает резонный вопрос: что дает религия для современного общества? Во-первых, она нацелена на воспитание людей в духе миролюбия и взаимоуважения, предпочтения духовному перед материальным. Конечно, подобные суждения звучат довольно банально. И, тем не менее, эта гуманитарная миссия религии не всегда могла противодействовать разгулу человеческих низменных страстей. Были кровопролитные войны, распространение злобы, зависти, деньголюбия. Жизнь человека не освобождена от несправедливости, унижения, эгоизма и т. д. Но именно религия, церковь постоянно, из века в век, стремилась к формированию человеческих начал в грешной личности. И сейчас многие авторитетные люди, ученые, писатели, интеллектуалы возлагают большие надежды на воспитательно-гуманный потенциал религии.