Концепции менеджмента

В западной социально-философской науке накопился целый массив различных концепций. Причём эти разработки в основном посвящены обобщению опыта в экономико-предпринимательской деятельности, в бизнесе. Обширный обзор этой литературы содержится в книге отечественного теоретика В.А. Канке «Философия менеджмента» (2010). Автор рассматривает более десятка известных за рубежом теорий. Здесь выделяются типы и принципы, по которым они ранжируются. Специальный раздел книги посвящен анализу теории управления выдающихся современных ученых Запада.

Речь идет о взглядах А. Файоля, М. Портера, Т. Пирса, У. Фоппена. В центре внимания находятся воззрения американского социолога П. Друкера. Его называют отцом-основателем социального управления (менеджмента). Именно ему удалось выявить новые тенденции в развитии этого вида деятельности. В числе важных тем его анализа обычно выделяют проблемный статус менеджмента, значимость его теорий в объяснении феноменов управления, ответственность за информацию.
По мнению Друкера, предпринимательство нельзя отнести ни к науке, ни к искусству. Это конкретная деятельность, практика, содержанием которой являются нововведения во всех сферах, в том числе и в управлении[9]. В задачу предпринимателей входит целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменений и их признаков, указывающих на возможность достижений успеха, в результате чего изменяются ценностные установки.
Значительный интерес для понимания сути управления в экономике представляет позиция знаменитого английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он характеризовал ее как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств. К ним он относил умение сочетать потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах.
В последние десятилетия в социально-философской науке появились различные концепции корпоративной культуры. Сама по себе корпорация рассматривается как коллектив единомышленников, которые работают в тесном сотрудничестве ради достижения общей цели. Формирование и поддержание общей культуры имеют ключевое значение для жизнеспособности и конкурентоспособности корпорации.
Что такое корпоративная культура? Большинство ученых считают, что это понятие складывалось еще в условиях экономик Средневековья, в купеческих сообществах рождались разного рода писаные и неписанные правила поведения внутри хозяйствующих учреждений. Они были достаточно строгими, их соблюдение контролировалось всеми членами сообщества. В наше время корпорация понимается как не только сугубо экономический, но также и социальный институт. В структуре корпоративной культуры выделяют управленческую культуру, под которой понимается умение разработать управленческие концепции, программы и проекты, уважение к конкурентной среде, нормам морали, успешно реализовывать эффективные технологии. Для стимулирования управленческой деятельности широко используются способы коллективного мышления, разные формы сотрудничества и разрешения конфликтов. Корпоративная культура приобретает особую значимость с учетом наблюдающейся в последнее время тенденции к переходу от технократических к гуманитарным методам управления.
В западной социологии, в трудах классиков М. Вебера, Й. Шумпетера, Т. Парсона и далее в работах современных исследователей проблемы менеджмента Г. Саймона, М. Деметра, Э. Шейна и др. получили трактовку общие ценности в управленческой деятельности. Ключевое значение придается качеству персонала корпораций. И особенно серьезное внимание уделяется теоретическим разработкам сферы мотивации предпринимателей и управленцев. Накоплена обширная научная литература по этой теме, создано целое направление в социологической дисциплине. Исследователи, объясняя мотивы как побуждения людей к деятельности, дают определенную их классификацию. Подчеркивается, что различие мотивов зависит от многих специальных факторов и условий жизни личностей. Ученые отмечают изменение структуры экономических мотивов в зависимости от обстоятельств деятельности и характера культуры управления. Эти теоретические размышления опираются на идейное наследие авторитетных социологов А. Маслоу, Ф. Герцберга, В. Варума, Д. Макгрегора, А. Адамса и других авторов различных периодов. Современные теоретики управления рассматривают в качестве базовых, смысловых мотивов и потребностей личности такие, как самоактуализация, творческое самоосуществление в деятельности, инициатива и ответственность, принятие решений, активное целеполагание и планирование, свобода выбора, общественное признание. Способность к управлению не является привилегией элиты, она распространена вообще в людях, и задача менеджера максимально использовать трудовое творчество и активность.
В этом плане заслуживают внимания рекомендации, которые дает П. Друкер. По его мнению «Даже самые одаренные люди могут быть на удивление неэффективными; они порой не понимают, что благодаря одним способностям нельзя добиться сколько-нибудь значительных успехов в работе». Для успеха кроме таланта необходим целенаправленный, упорный труд.
Теоретические и практические вопросы управления (менеджмента) получили значительное исследование в странах восточного региона. Успехи модернизации общества и экономики в Южной Корее, Таланде, Сингапуре, Китае теснейшим образом были связаны с качеством управленческой деятельности. Скажем, Япония вообще славится высоким уровнем менеджмента. Синтоистские, дзен-буддистские постулаты, конфуцианская этика сформировали в японцах сосредоточенность, погружение в дело, подчинение воле коллектива. Особое значение получила традиция решать противоречия путем диалога, компромисса. Все эти специфические черты восточной духовной культуры стали ключевыми в определении особого стиля государственного и предпринимательского управления. В недавних трагических событиях в Японии – после страшных землетрясений, цунами и взрывов на атомной электростанции японцы показали образцы стойкости, организованности, пример высоких духовно-нравственных качеств.
Надо отметить, что за последнее время в нашей отечественной печати, в СМИ стали появляться материалы зарубежных специалистов, ученых. В них в эксклюзивном порядке рассказывается о фактах эффективного управления компаниями. Например, Р. Брэнсон (британский предприниматель, основатель корпорации VIRGIN Group, которая включает в себя более 300 компаний) делится опытом успешного управления корпорацией. Как ему удалось «встряхнуть устоявшиеся рынки, используя различные новые методы деятельности персонала». Статья так и называется «Как лучше расти: шесть шагов к успеху» (пер. с англ.)[10].
Больше того, регулярно печатаются статьи и комментарии крупных ученых по актуальным проблемам современной западной экономики и политики. Речь идет о публикациях профессора Принстонского университета США, лауреата Нобелевской премии (2008) Пола Кругмана. Его статьи рассчитаны на то, чтобы заинтересовать не толькоспециалистов, но широкий круг читателей[11].