Госуправление сегодня: проблемы и оппозиция

Состояние госуправления в нашей стране характеризуется комплексом острых проблем. Речь идет о возникновении протестных акций и формирования оппозиции к властным структурам. Если раньше общественное недовольство, как правило, адресовалось к власти в целом, то ныне претензии к системе управления становится чаще всего персонализированными. Сам по себе негативизм со стороны населения по отношению к действующей власти имеет несколько причин, с одной стороны, это разочарование из-за невыполнения взятых социальных обязательств. Здесь мы имеем дело с хроническим недовольством, характерным, прежде всего, для пенсионеров и госслужащих (бюджетников).

Растет также негативизм людей, убежденных в том, что политический режим сегодня не всегда в состоянии ответить на те вызовы, которые встают перед Россией как развивающейся страной. Появившиеся в общественном сознании претензии к власти в несправедливости активно использует политическая оппозиция. Специалисты-политологи отмечают, что в нашей стране оппозиция носит несистемный характер. В основном это разрозненные группы людей, не имеющие единой теоретической концепции и авторитетного лидера. С разных идейных позиций оппозиционеры критикуют политический курс существующей власти. Это по сути своей противники политического режима, иногда предпринимающие шумные атаки на те или иные проекты правительства. Совсем недавно был проведен социологический опрос населения с единственным вопросом: существует ли сегодня в России политическая оппозиция? Большинство опрошенных ответили, что нет её в реальности, немало людей согласились, что оппозиция только зарождается. И лишь небольшое число опрошенных уверено, что – да, она существует. Обозначены и другие точки зрения, например, оппозиция есть, но она куплена враждебными силами; оппозиция думает преимущественно о своих интересах; у оппозиции нет средств для своей деятельности[1]. Вообще-то в демократическом государстве наличие оппозиции обычное дело, она входит в систему госвласти. Действуя в рамках закона, она участвует в диалоге с властью, помогая выяснить и разрешить актуальные проблемы государственной жизни. Известно, например, что в мае 2012 года в Москве инициированные оппозицией протестные акции проходили с явным нарушением правовых норм. Дело кончилось уличными беспорядками, насилием и оскорблением представителей власти. Полиция была вынуждена применить адекватные меры. В нашей стране зарождающаяся оппозиция и протестные движения не запрещены законом. Но при условии действия в правовых рамках, с обязательным соблюдением гуманитарных норм, без ущемления прав и свобод других граждан.
Президент В. Путин пользуется доверием большинства россиян, желающих порядка и стабильности. Он придерживается тактики представления интересов основной массы населения России. Недавний социологический опрос показал: деятельность В. Путина одобряет гораздо больше граждан, чем не одобряет (63 % против 35 % опрошенных). В ответ на выпады противников государственной власти Путин делает ставку именно на электорат, граждан с относительно низким уровнем образования и невысокими доходами. А таких людей в нашем обществе преобладающее большинство. Политический арсенал Путина включает достаточные средства, чтобы противостоять акциям оппозиции. Речь идет об административном ресурсе, принятых Думой законах, регулирующих отношения государства с оппозицией, ужесточение мер по борьбе с грубыми нарушениями правил проведения митингов протестующих групп. Надо сказать, что угрозы государственному управлению возникают не только со стороны уличных манифестаций и шествий (Болотная площадь, проспект Сахарова). Опасные выпады раздаются из рядов аппаратной оппозиции, либеральных кланов и групп. Напомним, что либеральная оппозиция ориентирована на принятие западных ценностей, сохранение в России экономики как сырьевого придатка глобального бизнеса.
Либералы требуют не только изменения политического курса, но и продвигают свои альтернативные проекты и сомнительные сценарии развития страны. В этой ситуации главе государства не остается ничего, как искать поддержку в консервативно-патриотических структурах. Речь идет о создании особого клуба, получившего название Изборского (Псковская обл.) по месту его учреждения. По замыслу он должен стать площадкой для политиков и экспертов, придерживающихся национально-государственнических взглядов. Их задача – создать идеологический противовес либералам, готовить новые идеи и экспертные оценки в качестве ответа протестному сообществу. Проблема рейтинга влияния глав субъектов Российской Федерации имеет важное политическое значение. Ведь по сути это вопрос о том, кто в госуправлении принимает ключевые решения и определяет курс социально-экономического развития страны. Государственное управление во главе с президентом В.В. Путиным стремится преодолеть накопившиеся серьезные проблемы, ответить на вопросы что сделано и что будет сделано, что изменится и когда изменится. Широкие слои населения страны заинтересованы в преодолении коррупции, повышении качества судебной системы, трудового законодательства и других злободневных проблем. Однако прошедший недавно саммит АТЭС показал, что многие показатели деятельности госуправления в нашей стране находятся на недостаточном уровне. Скажем, по рейтингу экономического роста, качеству государственных институтов мы существенно отстаем от развитых стран. Отметим, что принятие ключевых решений – это важная функция госуправления, но не менее важна практика реализации этих решений. И эту постоянную и огромную работу выполняют министерства и ведомства. Здесь занят целый отряд чиновников различных уровней и рангов. От их профессиональной позиции во многом зависят успехи, эффективность госуправления в целом. Каков же механизм и технология этой исполнительской деятельности? Специалисты – политологи подчеркивают – это очень сложное устройство, где главное – взаимодействие групп влияния. В высшей власти существует целый конгломерат кланов и групп. Роль В. Путина в этой системе неизменна – это роль влиятельного арбитра и модератора, слово которого в конфликтных ситуациях остается решающим. И что существенно – решения принимаются коллегиально с учетом интересов разных групп и чаще всего на совместных совещаниях. Знакомясь с публикациями в СМИ статьями, политическими обзорами, можно получить более подробную информацию о механизме и технологии государственного управления современной России.
Этот исторический очерк посвящен вопросам становления и развития государственного управления в России. В нём содержится большой фактический материал. Из этого очерка магистры и аспиранты должны получить представления об особенностях формирования отечественной государственности. Здесь дается изложение концепций и практических дел главных субъектов госуправления, о взглядах и идеях выдающихся российских реформаторов. В очерке рассматриваются проблемы и тенденции современной системы госуправления, пути и методы её модернизации. Этот исторический экскурс необходим для философского обобщения практики управленческой деятельности. Иначе говоря, это важно для проведения философского анализа разных аспектов госуправления.